Проверяем двигатель москвич 412

 

Статья посвящена определению тех. состояния ДВС М-412  без  разборки.

 Будет полезна для покупающих автомобиль с таким ДВС. Определение технического состояния  будет проводится  на основании оценки следующих факторов: продолжительность срока службы, двигателя М -412 от начала эксплуатации до предыдущего ремонта, характера предыдущего ремонта, а также  расхода масла, величины компрессии в каждом из цилиндров; наличия необычных стуков и шумов при работе двигателя: развиваемой мощности и расхода топлива.

Решающим признаком , определяющим потребность двигателя М -412 в ремонте является расход масла. Повышенный расход сопровождается дымлением из глушителя и маслозаливной горловины и является следствием износа поршневых колец, гильз, цилиндров, поршней, направляющих втулок клапанов и недостаточной упругости уплотнительных резиновых колец на стержнях клапанов. Снижение компрессии," хлопки " в карбюраторе и глушителе при работе двигателя и плохой пуск его являются признаками неплотного прилегания клапанов к седлам. Появление необычных  стуков и шумов в двигателе  М -412   при работе,  является   следствием увеличения зазоров в отдельных сопряжениях трущихся деталей. Стуки и шумы различаются по характеру и тону звука.

                  Расхода масла в двигателе

Одним из основных признаков указывающих на необходимость замены колец, а в дальнейшем капремонте ДВС М-412 - расход масла . Двигатель М-412 требует ремонта, если  расход  масла на 100 км пробега превышает 250 мл. В этом случае  требуется замена компрессионных и маслосьемных колес, приемущественно номинального размера.

Эксплуатационный расход ( в граммах) масла на 100км пробега определяют по формуле

q=100( Q1-Q2+Q3)/L
где Q1 -количество залитого масла в картер; Q2- слитого масла ; Q3-долитого масла  между сменами;
L- пробег, между двумя сменами масла, = 4000 км.

    Проверка компрессии в цилиндрах

Компрессию ( давление в конце такта сжатия ) в цилиндрах  поверяют компессометром.

           Перед измерением следует  проверить правильность клапанных зазоров. Затем ДВС М-412 прогревают до температуры 800-900С, вывертывают все свечи  и открывают полностью воздушную заслонку и дросель. После этого вставляют резиновый наконечник  компрессометра в отверствие для свечи  зажигания первого цилиндра

плотно прижимают его к кроме отверствия  и  проворачивают коленвал двигателя стартером до тех пор, пока

давление в цилиндре не перестанет увеличиваться.

            Для получения правильных показаний компрессометра , коленвал должен вращаться с  частотой 180-200 оборотов в минуту, но не более 350. Записав показания компрессометра максимального давления в цилиндре, обнуляют показания компрессометра переходят к остальным цилиндрам. Давление должно быть не ниже 10 кг/см2.

         Пониженная компрессия  во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец, в отдельных:в результате неплотной посадки клапанов в седлах , повреждение прокладки головки блока цилиндров, поломке или прогорании поршневых колец. Для выявления причин недостаточной компрессии заливают в цилиндр с пониженной компрессией 20-25см2 масла для двигателя  и вновь замеряют компрессию. Если результат без именения, это указывает на неплотное прилегание клапанов к седлам или повреждение прокладки головки цилиндров. Увеличении величины компрессии свидетельствует о неисправности поршневых колец.

Проверить компрессию в цилиндрах и выявить причину недостаточной компрессии можно с помощью подачи сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно ставят  в В.М.Т такта сжатия.

Для этого сняв с компресометра реиновый наконечник  присоединяют к  нему шланг компрессора , вставляют наконечник компрессометра в отверствия для свечи зажигания и подают в него воздух под давлением 2-3 кгс/см2

 Для предотврщения проворачивания коленчатого вала ДВС М- 412 включают высшую передачу КПП и затормаживают машину ручником.

  Выход -утечка воздуха  через карбюратор,следствие неплотного прилегания впускного клапана, через глушитель- выпускного клапана,  при пргорании прокладки головки блока- воздух будет выходить через  горловину радиатора ( обнаружить по пузырькам воздуха из тосола)или соседний цилиндр ( обнаружить по шуму)

                                    Проверка ДВС М -412 по шумам и стукам

 По шумности работы при известном навыке можно судить о тех.состоянии ДВС М-412. На слух могут быть выявлены увеличенные зазоры в сопряжениях деталей, случайные поломки и ослабление крепежных деталей отдельных узлов.

Увеличенные зазоры в шатунных и коренных пошипниках коленвала и распредвала, между поршнями и цилиндрами, между клапанами  и регулировочными болтами коромысел , а также вытянутая цепь  привода  газораспределения   вызывают свой спецзвук. Для прослушивания шумов и звуков в двигателе используют стетоскоп.

Прослушивание двигателя  М-412 начинаем  сразу после его пуска, в процессе прогрева на холостом ходу Наиболее характерные   зоны смотрим на рисунке.

Зоны прослушивания шумов и стуков в двигателе  м -412


ДВС М-412

 

 Несколько повышенная шумность работы двигателя  в период прогрева объясняется увеличенными зазорами в не которых сопряжениях , которые уменьшаются до нормального значения по окончании прогрева. При прогреве двигателя иногда наблюдают легкие стуки поршней о стенки гильз цилиндров , что нормально для двигателя с  поршнями из алюминевого сплава. Опасности для двигателя эти стуки не представляют. Если тепловые зазоры механизма привода клапанов увеличены , то стук клапанов  прослушивается при работе холодного двигателя а по мере прогрева даже несколько усиливается . Это отчетливый , звонкий , очень характерный звук.

           Для прослушивания стука клапанов при увеличеном  тепловом зазоре  стетоскопа не требуется.

          Если прослушивать двигатель в зоне 3 , можно услышать стук клапанов и при нормальном тепловом зазоре. Эксплуатировать двигатель с ясно слышимым стуков клапанов (при закрытом капоте) не следует.

Стук устраняют регулировкой клапанов. При сильном износе поршней и гильз цилиндров стук поршней слышен и у прогретого двигателя. Это сухой шелкающий звук , усиливающийся при изменении частоты вращения коленвала путем резкого открытия и закрытия дросселя карбюратора. При помощи стетоскопа стук поршней прослушивается 

в верхней части блока цилидров ( зона 2).  Стук поршней не опасен.

         Если зазоры в коренных подшипниках коленвала  увеличены сверх допустимой величины , то при резком  изменении частоты вращения коленвала  прогретого ДВС М 412 прослушивается глухой стук низкого тона . При помощи стетоскопа такой стук слышен в зоне 1 , нижней части блока на линии оси коленвала.

 При увеличеных зазорах в шатунных подшипниках коленвала прослушивается стук среднего тона, но более резкий и звонкий  чем стук в коренных подшипниках. Этот стук следует прослушивать стетоскопом при резком изменеении

 частоты вращения коленвала прогретого ДВС М -412 в зоне 2 , расположеной в блоке по пути движения поршня.

Эксплуатация двигателя со стуком коренных или шатунных подшипников недопустима, так как зазор все увеличивается а антифрикционный слой  на вкладышах интенсивно изнашивается.  Если своевременно не прекратить эксплуатацию двигателя , это приведет  к образованию задиров на шейках. Кленвал с такими задирами на шейках, даже при применении новых вкладышей, непригоден  к эксплуатации и может быть использован только после шлифовки шеек  под вкладыши ремонтного размера.

   Стук при износе  подшипников  и шеек  распредвала прослушивается стетоскопом  при работе прогретого ДВС М -412 на малых оборотах в зоне 4  на крышке головки блока. в местах расположения подшипников. Это стук не опасен и не приведет к разрушениям , но  свидетельствуето износе двигателя и что двс требует капремонта.

При неотрегулированном механизме натяжения цепи привода газораспределительного механизма или при износе цепи усиливается шум работающего ДВС. Если прослушивать стетоскопом прогретый двигатель в зоне 5  на крышках распределительных звездочек, на малых оборотах слышен отчетливый стук исчезающий при увеличении оборотов. Этот стук устраняется регулировкой  натяжения цепи или ее заменой